Учредитель проверяет, как учреждение выполнило майский указ президента. Если ревизоры заподозрят, что показатели «подтянули», руководителям нужно доказать, что зарплата действительно выше. Как не попасться на удочку статистических отчетов — в статье.
Избиратели имеют законный интерес в том, чтобы организации выполняли майский указ. Поэтому в конце 2017 года Федеральная служба получила дополнительное финансирование на повышение базовых зарплат сотрудников.
Региональные и муниципальные учреждения также получили различные гранты на повышение зарплат учителей, преподавателей вузов и научных сотрудников. В то же время майский указ президента дал широкую административную фантазию. Учреждения бросились на сокращение штатов, административного персонала, классного руководства и т.д. В результате на рабочей конференции, организованной Министерством образования и науки 29 ноября 2017 года в Москве, министр Ольга Васильева предупредила директоров о персональной ответственности за повышение зарплат подчиненных.
Расскажите, как обстоят дела у учредителей, если их зарплаты только официально вызывают вопросы.
Как агентства повышают зарплаты.
Учредители знают, какие методы используют учреждения для «вычитания» более высоких средних показателей. Повышают ли зарплату только некоторым сотрудникам или увеличивают нагрузку. Например, Департамент контрольно-ревизионной деятельности Министерства образования и науки выявил учреждения, в которых администрация повысила зарплату только самым близким учителям, не оставив ничего остальным. У простого сотрудника 20 000 рублей, у его любимого руководителя 120 000 рублей, а в среднем 70 000 рублей. Руководителям этих учреждений пришлось написать характеристику.
В 2018 году в условиях сокращения учителей и увеличения нагрузки на тех, кто остался, зарплата учителей увеличивается в расчете на час и в сравнении с другими функциями. Например, обязанности библиотекаря.
Средняя нагрузка учителя на национальном уровне сегодня составляет 46 часов. И это не только на проведение уроков, но и на выполнение домашних заданий и участие в заседаниях совета по образованию. Нагрузка может достигать 54 часов (Удмуртская Республика, Новосибирская область). При этом норма составляет 18 часов уроков и 18 часов внеурочного времени, итого 36 часов.
Кроме того, среднемесячная зарплата руководителей и простых сотрудников сильно отличается. Поэтому учредитель внимательно следит за среднемесячной зарплатой руководителя, его заместителя и максимальным процентом основного бухгалтера.
Когда приходится объяснять.
По итогам первого квартала 2018 года зарплата в университете должна составить 200 % от средней по региону. Корректор не гарантирует, что этот показатель должен быть учтен. В каждом отдельном месяце зарплата должна составлять не менее 180% с учетом некоторых гарантированных поощрений.
Не уменьшайте процент базовых сотрудников, если объем работы остается прежним. Заработная плата должна реально расти. Основатель позаботится об этом.
Не манипулируйте количеством работников, чтобы довести среднюю зарплату до нужного уровня. Учредитель понимает, как устроена система штатного расписания, выходит из ее основы и понимает, как это выглядит для статистики. Например, в колледжах, университетах и школах, детских садах смена места работы происходит в основном в третьем квартале, когда начинается новый учебный год. Лето — самый большой сезон отпусков. Если есть основания для I или IV квартала, будьте готовы объяснить, почему. Вам потребуется демонстрация. Давайте рассмотрим пример ситуации в высшем учебном заведении (см. рис. 1).
Рисунок 1: Количество преподавателей в год
Учредители анализируют динамику зарплат и их структуру, то есть гарантии и стимулы. Средние зарплаты в образовательных учреждениях сильно колеблются в течение года. В качестве примера рассмотрим динамику заработной платы профессорско-преподавательского состава (профессоров) одного из вузов (рис. 2). В первом квартале года в этом учебном заведении тратится небольшая сумма. Во втором квартале она увеличивается, а в третьем — снова уменьшается. Затем в четвертом квартале каждое учреждение расходует весь свой остаток, который обычно распределяется через стимулирующие выплаты. А на следующий год зарплаты сокращаются на 30 %. Кредиторы сочтут такую ситуацию неприемлемой. Чтобы избежать этого, следуйте рекомендациям учредителей. В сфере образования не менее 70 % зарплаты должно приходиться на гарантированную часть и только 30 % — на стимулирующую. Без существенных отклонений эта доля должна составлять около 30 % (рис. 3). Для показателя в 200 % от средней зарплаты по региону это означает 140 % от гарантированной части и 60 % от стимулирующей части (рис. 4).
Рисунок 2: Средняя зарплата DAP без учета отпускных
Рисунок 3: Стимулирующие выплаты в процентах от зарплаты преподавателей
Рисунок 4: Средняя заработная плата педагогических работников в 2018 году
Что нужно помнить при заполнении статистического отчета
Для определения заработной платы базовых учреждений составители используют информацию из отчетов в Росстат. ЗП-образование «Сведения о численности работников образования и заработной плате по категориям персонала» № ЗП-наука «Сведения о численности работников и заработной плате по категориям работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки». Показатели численности персонала в этих отчетах определяются нарастающим итогом. Если в I квартале было 100 ключевых сотрудников, а во II квартале — 98, то в статистическом отчете за этот период будет указано 99 сотрудников.
Если в III квартале работало 100 человек, а в статистическом отчете за IV квартал — 85 человек, то фактическое сокращение составит 6 человек. Это связано с тем, что в IV квартале учитываются показатели за I, II, III и IV кварталы (см. таблицу выше). Если в IV квартале произойдет значительное сокращение численности ключевых сотрудников, учредители попросят разъяснить, как ведомство будет выполнять свою «дорожную карту», и обосновать информацию, которую оно направляет в Росстат.
Панель. Количество сотрудников в статистике.