Служба занятости играет ту же роль, что и отдел кадров крупной компании, поскольку она должна управлять занятостью, но в национальном масштабе. Эти службы помогают:
Чтобы лучше понимать ситуацию на рынке труда, многие государства укрепили свои службы занятости, чтобы отслеживать влияние технологических изменений и структурной адаптации на занятость.
Сегодня деятельность служб занятости сильно изменилась. Штаты возложили на них следующие основные обязанности.
Традиционные функции служб занятости включают выплату пособий по безработице, определение свободных рабочих мест и идентификацию занятости, распространение информации о вакантных рабочих местах и профессиональную ориентацию, трудоустройство иностранных работников и возможности трудоустройства в приграничных районах.
Новые функции в меняющихся социально-экономических условиях включают: специализированную занятость (инвалиды, административный персонал, временная занятость) — профессиональную ориентацию — самостоятельную занятость (самозанятость) — содействие обучению самозанятости на предприятиях — поддержку смены профессии — специальные программы содействия занятости.
На практике службы занятости выполняют лишь некоторые из этих функций, в зависимости от потребностей на местах и в масштабах страны, а также имеющихся ресурсов. В некоторых странах, например в Германии, служба занятости распоряжается средствами, выделяемыми на выплату пособий по безработице, а также распределяет социальную помощь для длительно безработных.
Определены статус и направления работы Федеральной государственной службы занятости. Для объективной оценки состояния рынка труда и занятости населения в Российской Федерации в 2001 году была установлена форма государственной статистической справки, утвержденная приказом № 3 Государственного комитета Российской Федерации по статистике. 3 Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 января 2001 года.
Для выработки согласованных решений по формированию и реализации федеральной и территориальной политики занятости создана Координационная комиссия по содействию занятости населения в условиях социально-предпринимательских отношений. В состав комиссии входят представители профсоюзов, иных представительных органов работников, работодателей, организаций занятости населения, других государственных объединений и общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Статистика показывает, что эффективность работы государственной службы занятости населения растет. По данным Министерства труда и социального развития РФ, за последние два года численность граждан, получивших профессиональное консультирование, более чем в 2,5 раза превысила численность безработных, направленных на профессиональное обучение. В 2012 г. на профессиональное обучение было направлено 80 % безработных, в 2013 г. -72%.
Анализ множества случаев успешного трудоустройства позволяет выявить дополнительные факторы, которые, помимо профессионального соответствия («я хочу»), могут быть использованы для прогнозирования большей или меньшей вероятности трудоустройства клиента.
Каждый из этих факторов был оценен профессиональным консультантом вместе с клиентом. По результатам анализа делались выводы о перспективах выбора работы и необходимости переобучения.
Таким образом, для того чтобы политика занятости была эффективной и действенной, необходимо сосредоточиться на регулировании структуры безработицы, перераспределении рабочей силы между отраслями, повышении мобильности и совершенствовании профессиональных качеств человека.
Центры занятости решают следующие основные задачи
Согласно Кодексу о занятости населения Российской Федерации, безработный — это трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка и готовый зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и приступить к ней.
В законе предусмотрены специальные положения. Готовность к трудоустройству означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующее его образовательному профилю, с учетом стажа работы и навыков, а также стремится пройти профессиональное обучение или переобучение для получения конкретной работы.
Закон признает «подходящей работой» ту, которая соответствует профессиональным способностям работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки, предыдущего опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы.
OAED обязан принять решение о признании или непризнании гражданина безработным в течение 11 дней с момента предоставления соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документов о профессиональной квалификации и среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.
ОАЭД не признает безработными следующие категории граждан.
Для тех, кто потерял работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием профиля производства, законом предусмотрено сохранение услуг и среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на три месяца.
Работа центра занятости: полный обзор и советы
ЦЗН: характер деятельности и основные функции
Государство совместно с работодателями, учебными заведениями и общественными объединениями проводит активную политику занятости населения с помощью специальных центров занятости.
Основными функциями центров занятости являются.
— Анализ состояния рынка труда и спроса на рабочую силу.
— Разработка и реализация целевых программ занятости.
— Учет безработных и содействие им в поиске подходящей работы и трудоустройстве.
— Профессиональная ориентация и консультирование населения, обучение и восстановление на работе безработных граждан.
— Поддержка бизнеса в трудоустройстве персонала.
— Информирование населения о наличии свободных рабочих мест.
— Осуществление выплат по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным.
— Обеспечение правильности формирования и использования фондов, государственных средств, применения предприятиями трудового законодательства. [4. λ111]
Желающие найти работу могут обратиться за помощью в территориальные центры занятости, подав заявление по образцу, установленному Государственным агентством занятости.
Чтобы зарегистрироваться в центре занятости, человек должен предоставить следующее.
— Паспорт или документ, заменяющий его,
— Трудовую книжку или ее копию,
— Документы, подтверждающие образование и профессиональную квалификацию,
— Справку о средней заработной плате (пособии) за последние три месяца работы или документы (для граждан, потерявших работу в течение одного года с момента обращения в ОАЭД) — [2.].
Как вы уже знаете, не все люди, не имеющие работы, классифицируются как безработные.
-Люди, получающие пенсию по старости (частично трудовую пенсию), например, досрочную пенсию или пенсию за выслугу лет.
— Те, кто добровольно отказался от двух подходящих вариантов работы, включая временную работу, в течение 10 дней (с момента регистрации в OAED).
— Лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) и получившие отказ в течение 10 дней со дня регистрации в ОАЭД от двух вариантов оплачиваемой работы, включая профессиональное обучение или временную работу.
— если установлены факты, что при регистрации гражданином были представлены документы, содержащие заведомо ложные или недостоверные сведения,
— если гражданин без уважительных причин не посещал ОАЭД для предоставления подходящей работы в период, предшествующий его регистрации в качестве безработного. [3. с58]
Лицо, которое, несмотря на регистрацию в центре занятости, не может найти работу по причине умственной или физической неспособности, имеет право на получение пособия по безработице. Размер этого пособия определяется Правительством Российской Федерации: Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 2007 года № 2 № 834 «О минимальной и максимальной величине пособия по безработице на 2008 год» минимальная и максимальная величина пособия по безработице на 2008 год установлена в размере 850 и 4 900 рублей соответственно. [2.]
Кузбасс.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 3. 1. 19. 04. 91 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», административными регламентами и другими нормативными актами, изданными в области содействия занятости населения, Центр занятости выполняет следующие функции в сфере услуг регистрирует граждан в целях содействия в поиске подходящей работы и безработных граждан — 3. 1. 2. выплачивает социальные пособия гражданам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве безработных — 3. 1. 3. предоставляет следующие государственные услуги в соответствии с Кодексом о занятости населения.
3. 1. 4. готовит предложения в Министерство по делам работодателей для получения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников — 3. 1. 5. участвует в организации работы по определению потребности в иностранных работниках и готовит предложения по объему квоты в Кемерово-Кузбасском регионе 3. 1. 5. 3. 1. 6. информирует о ситуации на рынке труда в Кемеровской области — Кузбассе — 3. 1. 7. Организовывать и проводить отчеты о работе и учебную работу — 3. 1. 8. Организовывать оплачиваемые общественные работы. 3. 2. разрабатывает меры по содействию занятости населения области. Участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения — 3. 3. Участвует в реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, в том числе программ по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения, социальной защите и трудоустройству сопровождающих организаций, а также граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве. Участвует в реализации программ, предусматривающих меры по содействию занятости населения, в том числе программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также социальной защиты и граждан, испытывающих трудности в поиске работы