Период жизни ребенка с 6-7 до 10 лет изучается в современной начальной школе (IV класс).
Этот возраст характеризуется тем, что у ребенка формируется учебная деятельность как высшая деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. В контексте учебной деятельности проявляются два основных психологических новообразования этого периода — способность к произвольной регуляции психических процессов и построение внутренних планов действий.
Психологический словарь. I. Кондаков. 2000.
(англ. middle school) — возраст детей 6/7-10 лет, обучающихся в современной отечественной начальной школе в I-III (IV) классах. В других странах этот возраст соответствует принятой там системе образования (например, во Франции пятилетнее начальное образование соответствует 6-11 годам). Как особый период детства МС появился сравнительно недавно. В экономически развитых странах большинство детей стали обучаться в неполных или полных средних школах. Для детей, не посещающих школу, этот период не предусмотрен. Не выделяется он и в тех случаях, когда начальное образование является единственной ступенью обучения.
На этапе MS C ребенок формируется в процессе учебной деятельности. Самые маленькие дети в школе переходят от исполнительства к обучению — основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, MSK обладает глубоким потенциалом для физического и умственного развития ребенка.
В этом возрасте происходят значительные изменения в органах и тканях организма. Формируются изгибы позвоночника, но скелетный остеопороз еще не завершен. Отсюда большая подвижность и гибкость костей. У младших школьников мышцы и суставы становятся сильнее (увеличивается их объем и повышается выносливость). Крупные мышцы растут раньше молодых, и ребенок лучше выполняет относительно возможные крупные движения, чем точные. Сердечные мышцы интенсивно развиваются и хорошо снабжаются кровью, что увеличивает их силу. Благодаря относительно большому диаметру сонных артерий мозг получает мощный приток крови. Это является важной предпосылкой его эффективности. Несмотря на то, что по сравнению с детьми дошкольного возраста, существует баланс между стимуляцией и отстранением, тенденция к стимуляции у детей младшего школьного возраста все еще высока (беспокойство и другие поведенческие особенности). Все эти изменения создают благоприятные анатомо-философские условия для вхождения ребенка в учебную деятельность, требующую физической выносливости, а также умственных упражнений.
Отличие школьного обучения от других видов учебной деятельности заключается в том, что его основной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе обучения ребенок приобретает способность определять и мысленно удерживать учебные цели, то есть модель того, что нужно узнать и покорить. Он также учится выполнять предметные и умственные действия и полностью усваивать эти образцы (например, умение группировать материал, форма представления и т. д.). В соответствии со стандартами, то есть завоевывают умение контролировать и оценивать свою учебную работу.
На основе учебной деятельности М. С. К. формируются два основных психологических новообразования: произвольность психических процессов и внутреннее планирование поведения (их реализация в сознании). Например, при решении учебных задач учащиеся вынуждены обращать внимание на материал и удерживать его в памяти. Само по себе это неинтересно, но необходимо и важно для последующей работы. Таким образом, формируется волевое внимание, сознательная сосредоточенность на нужном объекте. В процессе обучения у детей также формируется волевая память и техника воспроизведения. Благодаря этому материал можно предъявлять выборочно, например, по смысловым связям. Для решения различных учебных задач детям необходимо уметь распознавать идеи и цели действий, определять условия и средства их достижения и проверять возможность их реализации. Иными словами, необходим внутренний план действий.
Произвольность психического функционирования и внутренний план действий — это проявления способности ученика к самоорганизации своей деятельности. Эта способность возникает в результате сложного процесса интериоризации внешней организации поведения ребенка. Эта организация изначально создавалась взрослыми, в основном учителями, в течение учебного года.
В традиционной детской психологии считается, что для детей 6-10 лет характерно исключительно зрительное воображение, основанное на конкретных представлениях об окружающих предметах (см. «Зрительное образное мышление»). Это относится к детям, чье мышление формируется в начальной школе, где они решают индивидуальные эмпирические реалистические задачи, и которые исключены из более широкой системы образования. В условиях современной начальной школы, которая является лишь первой ступенью образования и готовит учеников к дальнейшей учебной деятельности, эмпирически доказано, что младшие школьники обладают более широким спектром когнитивных способностей. Поэтому в таких ситуациях у младших школьников формируются простейшие приемы абстрактного мышления, раскрывающие причины наблюдаемых явлений и дающие им объяснения, а также конкретное и метафорическое мышление. В связи с этим современные программы начального образования углубляют теоретическую составляющую знаний, а их усвоение способствует формированию у детей более широкого обобщения, чем в прежней начальной школе.
Отношения со взрослыми, с учителями и эмоции, возникающие в связи с этими отношениями, становятся важными в жизни старшеклассников. Особенность эмоций в этом возрасте заключается в том, что они более сбалансированы, чем у детей дошкольного возраста. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя проявлять свои эмоции, начинают управлять своим настроением, а иногда и скрывать его. В то же время для них характерны эмоциональные впечатления и реакции.
В формировании характерологических активов младшего школьника важную роль играет его коллективный жизненный опыт. Его радость и в унижении уже связаны с тем, уважает ли он своих товарищей, доверяет им или нет, ценит ли их силу и гибкость. Однако дружеские отношения детей этого возраста в основном связаны с внешним состоянием их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу по одной дороге). Учителя выступают в роли неопровержимых образцов поведения, суждений и оценок младших школьников. Маленький комментатор неосознанно, но последовательно усваивает взгляды, предположения и методы окружающих его людей.
Учебная деятельность, помимо игр, особенно игр с правилами, занимает важное место в жизни старшеклассника. Участие в них способствует формированию произвольного поведения ребенка, положительно влияет на физическое и нравственное развитие.
Большой психологический словарь. -М.: Прайм-Еврознак. под редакцией Б. Г. Мещерякова, Академия им. В. П. Зинченко. 2003.
От 8 до 13 лет — дети, подростки или взрослые?
Дети, вступающие в подростковый возраст, — это категория, к которой я отношусь особенно трепетно по ряду причин.
Прежде всего, эти дети переживают самые сложные времена. Они сталкиваются с многочисленными изменениями в окружающем их обществе. На них ложится огромная нагрузка: детям так много нужно сделать вне школы. На них давят бесконечные родительские «долженствования», но в то же время они не проявляют к ним уважения, не доверяют им. А это очень важно для их правильной самооценки. Во-вторых, у них начинают меняться гормоны, что тоже нелегко.
В-третьих, на них давит поток информации: новости, мультики, фильмы и т. д. Это огромная нагрузка, и мы с вами не Поэтому нашим детям гораздо сложнее.
Подростки … Даже такие слова, как «под ростками», сами по себе сразу кажутся чем-то хрупким, неполноценным или еще каким-то… Дети в этом возрасте чувствуют себя именно так, просто они этого не осознают.
Кто же в возрасте 8-13 лет больше похож на детей, подростков или взрослых? В психологии подростками считаются люди, достигшие возраста 12-13 лет. В современных реалиях мы с этим не согласны. Дети взрослеют быстрее. Это означает, что у ребенка формируются вторичные половые признаки и психоэмоциональная сфера. Так когда же начинается половое созревание? Удивляет ли это вас? К девяти-десяти годам мы начинаем замечать первые признаки его приближения. Для меня в свое время это было шоком, потому что я, честно говоря, не ожидала, что этот «гость» придет так рано. Однако у современных детей в этом возрасте начинаются первые гормональные изменения. Физические изменения взрослой жизни также происходят постепенно. Ребенок, родившийся вчера, похож на неуклюжего олененка. Сам молодой человек не понимает, что с ним происходит, что происходит с его телом, и, конечно, это отражается на его личности. Резкие перепады настроения, нежелание слушать других, постоянные протесты и споры — вот основные симптомы, связанные с ранним половым созреванием.
Что я могу сделать? Установите границы, проявите доброту, с одной стороны, и максимальное понимание и ласку — с другой. Мы понимаем, что иногда родителям хочется не только шлепнуть, но и накричать на своих детей. Однако это не выход. От попыток проверить индивидуальность, и как это кажется детям, отношения заметно ухудшатся, когда они станут «взрослыми». Договаривайтесь об условиях еще «на земле», то есть за несколько лет до начала этого периода. Важно, чтобы в этот период дети жили на привычных условиях, которые не «ломают» их дух, образ жизни и привычки. Это не позволит и без того непростому для всей семьи периоду стать еще хуже. И всегда помните — он все тот же ребенок и объятия минимум четыре раза в день никто не отменял!
После первых внезапных двух лет взрослой жизни вас ожидает «бонус» — около года спокойной жизни. Ваш ребенок привыкает к себе и своему телу и немного успокаивается.
Расслабились? Не стоит! В будущем вас ждет еще больше развлечений. После 14 лет гормоны начинают бушевать с новой силой. Меняется ваше мировоззрение, рождаются новые принципы. Не сформировавшаяся до конца личность легко поддается чужому влиянию, внезапно меняет свое мнение и становится зависимой от других. Родители нервничают и переживают. И самое главное — практически нет возможности повлиять на них или наказать. В современных школах у подростков выработался иммунитет к повышению голоса и крикам. Дети живут за своеобразным экраном с надписью «Я кричу — я останавливаюсь». Все это неважно, важна лишь репутация определенного общества, которому они безоговорочно доверяют, — пример персонажа книги или фильма. А вы как родитель еще вроде бы помните о доброте и любви, но все чаще вскидываете руки и плачете от отчаяния. Что делать? Вспомнить себя и ждать! Поверьте, это тоже пройдет! В этой книге мы расскажем, как можно помочь вам и, самое главное, вашему ребенку.
Мы часто слышим от родителей подростков, что они в депрессии, что я недостаточно силен или что они не знают, как со мной поговорить. Отцы и матери не готовы воспитывать своих детей. Когда мы слышим о неуправляемых подростках, мы все думаем: «Со мной такого не случится».
Отсюда проблема № 1 — наша неподготовленность. Кризис на этом этапе жизни имеет больше отношения к психологии, чем к чему-либо еще. Примите это как факт. Это случится с вашими детьми. Когда гормональный фон начнет меняться, начнет меняться и поведение вашего ребенка. В настоящее время это происходит быстрее. Для девочек это примерно 10-12 лет, для мальчиков — 11-13 лет. Второй пик наступает у всех в возрасте 15-16 лет.
Проблема 2 — саморазрушительное воспитание. Если мой ребенок груб со мной, не учится или красит волосы в синий цвет, значит, я ужасная мать! Я знаю, это трудно принять, но этот кризис взросления случается с каждым. И неважно, какая вы мать. Напротив, если ваш ребенок сильно бунтует, противостоит вам и яростно нападает на вас, значит, у вас хорошие отношения в нормальной семье. Если же он делает все это в душе и общается только в социальных сетях, ситуация гораздо хуже и прогноз менее благоприятный.
Проблема № 3 в том, что мы сами такие и не можем признать, что все прошло. Вспомните себя и скажите ребенку, что вы его понимаете, что вы были таким же, что все прошло и что вы готовы помочь. Если вы не можете вспомнить себя, спросите родителей.
Очень важно понять, что подростковые кризисы — это не ошибка воспитания, а нормальное и неизбежное явление. Не убегайте от своего ребенка. Не играйте в игру «Семья подростков». Если хотя бы кто-то будет взрослым, вы быстро все преодолеете.