Доказательство недостатков проекта
Сегодня педагоги-воспитатели скажут вам, что нападать на детей нельзя — ни тяжело, ни легко, ни вообще никак. Такой подход полностью отвергается современной педагогической наукой. Однако во многих семьях наказание в виде удара головой о корпус ребенка применяется до сих пор, и речь не идет о семьях, которые страдают алкоголизмом и могут наброситься на своих детей в пьяном виде. Речь идет о регулярном применении наказания в виде кор головы по отношению к детям. Это могут быть шлепки, удары ремнем, рукоприкладство — но в любом случае такие методы воспитания совершенно неприемлемы с точки зрения современной педагогики и детской психологии. Почему детей не наказывают подобным образом и как наука пришла к таким выводам?
История. Родители, которые до сих пор используют методы телесного наказания своих детей, хотят сослаться на историческую практику. Действительно, на протяжении сотен лет было принято, что детей заставляют выполнять физическую работу по принуждению. В семьях дети подвергались как физическому, так и психологическому насилию, причем отец семейства иногда имел право убить своих детей, поскольку они считались его собственностью. Однако с тех пор наука сделала немало открытий, и, как и в средневековой медицине, в прошлом существовали более древние методы воспитания. В середине XX века начала развиваться гуманная педагогика. Изначально в ней дети рассматривались как личности, а не собственность родителей. Постепенно в ходе общественного развития пришло понимание того, что насилие — не лучший способ решения проблем, связанных с детьми, их воспитанием, модификацией поведения и т. д. Поэтому можно сказать, что методы телесных наказаний детей должны остаться в прошлом, так как в реалиях современного общества они являются напоминанием о «темном средневековье» человечества.
Эффективность методов физического воздействия на детей. Многие скажут, что дети неуправляемы, совершенно не хотят слушаться и учиться, устраивают всевозможные бедствия и что «они ничего не понимают, кроме ремня». Однако важно понимать, что описанные симптомы — это результат неправильного воспитания, а не его причина. Родительские, экологические и воспитательные ошибки, среди которых и применение телесных наказаний, являются одними из самых серьезных проблем. Конечно, метод телесных наказаний эффективен, но только в краткосрочной перспективе. В то же время цена такого послушания со стороны ребенка неоправданно высока. Насилие со стороны матери или отца — серьезная психологическая травма. Это связано с тем, что с самого рождения дети считают родителей своими защитниками, помощниками и, в конечном счете, самыми близкими людьми. И когда эти люди совершают акты насилия над ребенком, это гораздо хуже, чем если бы их совершил незнакомец.
Последствия телесных наказаний включают 1) Накопление внутренней агрессии. Эта агрессия может быть направлена на других, более слабых и менее способных реагировать, чем ребенок, или на самого себя через самоповреждение. 2) Возникновение и развитие психологических проблем, из-за которых ребенок может стать тревожным и сформировать различные страхи, которые могут перерасти в фобии, проявиться в виде депрессии или попыток суицида. 3) Из-за психологических проблем ребенок испытывает трудности во взаимодействии с обществом, сверстниками и учителями. Может снизиться успеваемость, развиться хроническое стрессовое состояние, способствующее обострению хронических заболеваний и повышающее риск развития новых. 4) Возможны энурез, жестокое обращение с животными или их убийство, а также насилие по отношению к другим детям. Все это — серьезные симптомы, которые могут привести к серьезным проблемам в будущем. По статистике, почти все люди, страдающие маниакальными расстройствами, в детстве пережили домашнее насилие.
Но, конечно, учитывая риск столь серьезных последствий, каждый родитель должен решить для себя, стоит ли применять телесные наказания к своему ребенку. Кроме того, следует учитывать, что при применении насилия у ребенка всегда возникает чувство страха, которое не только мотивирует, но и способствует возникновению тревоги. Ситуации, когда дети боятся своих родителей, ненормальны.
Телесные наказания должны быть отменены. Но что делать, если с ребенком трудно справиться и он ведет себя откровенно плохо? Прежде всего, необходимо разобраться в причинах такого поведения. Возможно, это недостаток внимания или проблемы со сверстниками в школе. В этом случае вам может помочь детский психолог. Также нужно понимать, что современная педагогическая наука предлагает богатый выбор различных методик обучения, многие из которых воздействуют на детей без физического насилия. Для тех, кто хочет быть хорошими родителями, не лишним будет ознакомиться с исследованиями ученых в области образования и детских психологов. Сегодня весь материал легко найти в интернете. Конечно, если ситуация с ребенком достаточно сложная, это может свидетельствовать о наличии серьезной проблемы, возможно, психологической. В этом случае необходима консультация специалиста. В таких случаях телесные наказания — худший вариант, и это первое, что должны учитывать родители, когда думают о том, чтобы поднять руку на своего ребенка.
Семь причин, по которым вы никогда не должны бить своего ребенка
Многие люди сегодня согласны с тем, что учить с помощью ударов неправильно, но подумайте, почему это так. Мы не будем говорить о сложных моральных причинах, таких как «это несправедливо», но мы рассмотрим, почему можно использовать деревья и что это будет означать для ребенка и окружающих его людей в дальнейшем.
Это обесценит воспитателей.
Ребенок может не понимать, но подсознательно считывает главную причину побоев — слабость учителя, родителя или воспитателя. Ведь к насилию прибегают только тогда, когда словами и внушениями не удается добиться желаемого. В результате телесные наказания показывают, что взрослый не может ничего объяснить. Это значит, что он глупец или полагается на пустой предлог, чтобы вызвать у другого хорошее настроение и комплекс. Таким образом, дети, подвергшиеся насилию, могут не только пострадать, но и лишиться авторитета взрослого.
Снижение интеллекта.
Пренебрегая игрой, открытием и предпочитая побеждать логикой, взрослые развивают в детях рефлекторный страх. Дети живут в постоянной подготовке к боли и страху, как ментально, так и физически. Зачем работать умственно, если все направлено на физическую боль и избегание? Практики, вырабатывающие такие рефлексы и деградирующие ребенка, на уровне собаки Павлова выбирают, как понимать и действовать в соответствии с физическими импульсами.
Это сбивает ребенка с толку.
Страх делает ребенка нервным и тревожным. Когда случается неудача, он подсознательно ожидает и предвкушает наказание на физическом уровне, а это мешает брать на себя ответственность и проявлять позитивный настрой. Кроме того, если нет интереса (к учебе, к работе, к общению с родителями или старшими людьми) и есть только негативные стимулы (деревья), маленькая личность оказывается в ловушке между неинтересным и пугающим. Таким образом, ребенок буквально не может направить свое внимание на что-либо.
Это подрывает его доверие к миру.
Родители всегда являются самыми близкими людьми для ребенка. А когда самый близкий человек прибегает к насилию и плохо обращается с ребенком, рушится базовое представление о семье как о гармоничном мире, и привязанность становится нездоровой. От самого близкого родителя к родителю, от которого непонятно, чего ожидать. Доверие к социальным институтам подрывается, когда воспитатели и учителя оказываются под ударом.
Обучение преступника.
Да, постоянные побои и дрова «научат» их не делать что-то, но, напротив, могут сформировать криминальные наклонности, то есть постоянную готовность к драке и наказанию, а также способность совершать изощренные недозволенные поступки. Ребенку невозможно полностью подавить свои мысли и существовать с рефлексами животного. Поэтому маленький человек начинает хитро использовать свой ум, выживая в жестоком мире и мстя самым уязвимым. А поскольку социальные нормы не соблюдаются, то вскоре законы нарушаются.
Это порождает новое насилие.
Готовность испытать физическую боль в раннем возрасте проецируется взрослыми на мир. Люди становятся пессимистами, боятся общения с окружающими и уходят в фантастические миры. Такие люди склонны к наркомании, депрессии, ожирению и самоубийству. Самоубийство заменяет человеку нормальную жизнь. Метастазы жестокости, которые взрослые могут проявлять по отношению к своим детям и родственникам, неосознанно повторяя это поведение, либо потому, что их так «научили» (ведь ослабленный авторитет родителей — это все равно авторитет), либо потому, что они не знают ничего другого.
‘Ну что ж, мы возьмем это! Почему глупо бить детей и что это значит? И каковы последствия?
Почему шлепки — это неправильная стратегия воспитания? Каковы последствия? Чем можно заменить телесные наказания? Разберемся в этих вопросах с помощью педагога-психолога Ольги Лукьяновой.
К сожалению, многие родители до сих пор прибегают к физическому насилию как к форме наказания, хотя в некоторых странах оно строго запрещено законом. Конечно, бить детей категорически запрещено! Родители — авторитеты для своих детей. Они не только обучают их, но и прививают определенные правила поведения. Если вы хотите научить или объяснить что-то ребенку, то такие методы воздействия, как телесные наказания, не несут никакой воспитательной функции. В то же время вопрос о личных физических границах ребенка очень важен. Он должен понимать, что его тело неприкосновенно.
Детей больше не следует наказывать.
Первый аргумент, как правило, — ребенок не воспринимает родителя как агрессора.
На физиологическом уровне наши эмоции и поведение контролируются гормонами, которые буквально определяют, как мы себя ведем. Гормоны группы гликокортикоидов отвечают за стресс. Когда мы чувствуем боль или страх, эти гормоны выбрасываются в кровь. Наш организм мобилизуется и готовится реагировать, защищаться, сопротивляться и бежать. Но это работает только в случае реального стресса, то есть когда мозг посылает сигнал «Опасность!». Он срабатывает только тогда, когда посылает сигнал. Когда заботливая бабушка в шутку замахивается ложкой на своего взрослого внука, он и не думает пинать ее или отбиваться. Дальше начинается самое интересное. Ребенок не воспринимает родительское насилие как нормальный уровень стресса, потому что выброса глюкокортикоидов не происходит. Это одна из хитростей матушки-природы, направленная на защиту нервной системы маленьких детей. Если с неба упадет камень, они не испугаются, если рядом будет мама. Маленькие дети не боятся борьбы с матерью и точно так же реагируют, если она сама проявляет насилие. Вот почему дети из маргинальных семей, которые подвергаются реальным, а не упреждающим избиениям, все равно любят своих родителей, особенно матерей. Обида и ненависть могут возникнуть в процессе самосознания человека. А пока ребенок маленький, мать для него — все на свете. Если она кричит на него или бьет, он принимает это как должное. Ребенок растет с таким отношением. В дальнейшем он вырастает либо агрессором, либо жертвой в жизни. Подумайте, стоят ли предполагаемые достижения в воспитании таких последствий.
Второй аргумент, психологический: наказание не снижает уровень плохого поведения детей
В глазах родителей цель любого наказания, не только телесного, — остановить неподобающее поведение и предотвратить его повторение. Однако стратегия «зоны» работает только против первоначальной цели. Наказывая, мы лишь на время пресекаем неприемлемое для нас поведение. Моя подруга однажды пожаловалась, что ее дочь дошкольного возраста постоянно берет ее смартфон без ее разрешения. Они спорили с ней и даже били ее палкой. Это было похоже на битье фасоли о стену», — жаловалась молодая женщина. И таких ситуаций много. На детских площадках родители говорят: «Ну что я могу сказать!» слышно всегда. А все потому, что в ситуациях, неприемлемых для родителей, наказание не меняет поведения ребенка. После ареста украденного смартфона ребенок ищет способы не попасться в следующий раз. Для этого по-прежнему предпочтительнее мамин смартфон. Где же воспитательный результат? Мам, давай уже похлопаем их по спине и пойдем пить чай. Приемлемое (хотя и не образцовое) поведение всегда строится на прямом подкреплении требуемой реакции, а не на наказании. Об этом рассказывается ниже.
Как воспитывать детей без физических наказаний
Выше мы видели, что поведение нельзя изменить с помощью наказания. Это можно сделать только путем создания и постоянного поддержания среды, которая поощряет хорошее поведение.
Этот подход предполагает замену эмоциональных реакций на осознанные, что в целом способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию. Когда ребенок рыдает после того, как его ударили или побили палкой, он не задумывается о том, почему мама так поступила. Он просто испытывает гнев и стыд, потому что он — уязвимая жертва. Однако отсутствие позитивных действий со стороны матери — это то, к чему ребенок привык, и заставляет его задуматься о том, что он уже сделал не так.
Когда телесные наказания оправданы?
Только в одном случае — когда это спонтанная реакция на риск.
Семейный психолог Людмила Петрановская приводит в пример старую собаку колли, любимицу семьи, которую дома не жалуют, потому что мнения и методы ближе к моим. Однажды мой трехлетний внук прибежал к бабушке в слезах и с окровавленными руками. Оказалось, что ребенок хотел выглянуть в открытое окно, а собака его оттащила. Эти люди жили на пятом этаже.
Родители в критическом состоянии ведут себя точно так же, как эта собака. Главное — спасти ребенка. Остальное придет позже. Много лет назад я прочитал в газете шокирующую историю. Мужчина обезглавил своего взрослого сына, чтобы тот не мог пить: он умер сам, до костей.
В серьезных случаях мы действуем не сознательно, а по инстинкту, как животные. Физическое насилие здесь на самом деле служит неоспоримым благом и помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка. А когда речь идет о воспитании, насилие здесь не помощник. Берегите своих детей от эмоционального цунами.
С вами была Елена Елизарова, практикующий психолог.
detector