Свойство товара — это объективно присущая товару черта, которая делает его уникальной характеристикой.
Сущность основных характеристик товара
Одним из основных понятий, используемых при использовании товаров, является понятие свойства. Это объективно присущее товару свойство, которое является его отличительной характеристикой. Иными словами, один товар можно отличить от другого товара благодаря какому-либо свойству.
Таким образом, товар в принципе представляет собой свойство — совокупность неповторяющихся характеристик, определяющих его сущность (например, размеры, химический состав, внешний вид, особенности взаимодействия с другими объектами и т. д.).
Основные свойства товара рассматриваются как две способности: удовлетворение конкретной человеческой потребности (эта способность составляет ценность использования товара) и обмен (эта способность определяет меновую стоимость товара).
Каждый товар способен удовлетворить одну человеческую потребность. А поскольку потребности имеют разную природу (обычные, социальные, умственные) и, соответственно, разные способы их удовлетворения, экономика воспроизводит разные товары.
В частности, товары могут удовлетворять потребности сразу (речь идет о потребительских товарах, таких как хлеб, одежда) или опосредованно (речь идет об орудиях производства, таких как машины, сырье). Стоит также учитывать, что многие товары характеризуются способностью удовлетворять множество потребностей одновременно (например, древесина может использоваться как для производства мебели, так и для производства топлива и химикатов).
Товарные свойства, обладая способностью удовлетворять человеческие потребности, рассматриваются как важное содержание богатства общества. Это свойство проявляется в виде количества, физической формы, качества и т. д.
Это свойство товара определяет его назначение. Производители и розничные торговцы должны прилагать все усилия для защиты этого свойства товара, поскольку оно определяет, насколько хорошо продукт работает по своему прямому назначению.
Способность продукта удовлетворять конкретные потребности человека определяется в первую очередь такими ключевыми характеристиками, как надежность. Под ней понимается способность продукта выполнять свои функции в течение определенного периода времени. Это называется сроком службы, который в большинстве случаев не требует дополнительных изменений, модификаций или ремонта.
Также стоит обратить внимание на безопасность, которая является еще одним производным свойством товара. Она указывает на наличие или отсутствие возможных негативных последствий воздействия товара на пользователя (его здоровье, имущество), общество и окружающую среду. Обеспечение безопасности товаров, реализуемых на рынке, является одним из основных направлений работы государственных органов, стремящихся защитить права и законные интересы граждан и организаций.
Помимо способности удовлетворять человеческие потребности, товары также способны устанавливать отношения с другими товарами и обмениваться на них. Все товары являются продуктами труда. Это рассматривается как общее свойство всех промышленных товаров, которые при обмене сопоставимы друг с другом.
Товары, имеющие общую основу в виде труда, могут ассимилироваться друг в друга. В этом случае необходимым условием обмена является разница в потребительной стоимости товаров. Другими словами, обмениваемые товары должны удовлетворять разные потребности или удовлетворять их разными способами.
Разбор свойств товаров
Современное товароведение уделяет особое внимание сортировке свойств товаров по их природе. В соответствии с этой функцией сортировки выделяются следующие группы товарных свойств.
Кроме того, свойства товаров группируются по количеству характеризуемых признаков. В этом случае различают простые и сложные свойства.
Сложные свойства — это соединения свойств, состоящие из нескольких простых свойств. Например, сложным свойством является термическая прочность материала ткани, которая определяет способность одежды защищать человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Это свойство можно проанализировать, с одной стороны, по теплопроводности текстильного вещества, из которого состоит материал, а с другой — по теплоотдаче с поверхности материала.
Таким образом, сущность изделия проявляется в объективно присущих ему свойствах. В целом они определяют способ удовлетворения человеческих потребностей и товаров, а также их способность обмениваться на другие товары в условиях рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов. В зависимости от своего дальнейшего состава товары обладают целым рядом возможных характеристик. Эти характеристики различаются по своей природе и по тому, как они проявляются.