МЧС уделяет большое внимание развитию надзорной деятельности. Приоритетным направлением в этой области является модернизация форм и методов проведения государственных проверок с целью повышения эффективности, прозрачности и открытости контрольных процедур. Выбранная стратегическая задача МЧС зависит от постоянной угрозы природных и техногенных рисков и недостаточной защиты от них населения и территории.
Ущерб от пожаров составляет около 20 миллиардов рублей, а смертность — около 20 000 человек. Таким образом, уровень социального риска в России в несколько раз выше, чем в других развитых странах. При этом в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению этих показателей. Основными причинами сложившейся ситуации являются.
Среди основных функций системы пожарной безопасности — разработка мер защиты и организация аварийных служб. В 2025 году Законом определен особый вид государственного надзора, осуществляемого должностными лицами Государственной противопожарной службы. Нормативным документом в этой области является Федеральный закон от 21. 12. 1994 N 69-ФЗ. Согласно этому документу, проверки организуются с целью контроля за соблюдением организацией действующих требований безопасности.
Функции.
Основной целью контрольно-надзорной деятельности в области пожарной безопасности является предотвращение пожаров. Несмотря на достигнутые успехи, индивидуальный пожарный риск в России остается высоким. Причинами этого явления являются сокращение численности инспекторов и увеличение нагрузки по нескольким направлениям. В результате снижается качество проверок, что может привести к нарушениям и пожарам.
Для оптимизации деятельности КПА необходимо внедрять автоматизированные системы контроля. Положительная динамика может быть достигнута за счет внедрения обширной базы знаний, необходимой нормативной документации и корректировки данных в зависимости от особенностей деятельности и целей мониторинга.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции будут
Данные задачи Государственной противопожарной службы Российской Федерации определены как основные. Сотрудникам запрещено поручать дополнительные обязанности или задания, которые могут негативно повлиять на качество их работы или независимость надзора. Ежегодно органами ГПН проверяется более двух миллионов поднадзорных объектов.
Права.
Сегодня все чаще приходится решать вопросы, связанные с обеспечением безопасности людей, общества и государства. Решающий вклад в это вносят инспекторы Государственной противопожарной службы. Эта служба совершенствует комплексную систему предупреждения и тушения пожаров, выполняет контрольные и надзорные задачи. Права и обязанности сотрудников МЧС закреплены в действующем нормативном законодательстве, в том числе в Указе N 644 от 30 ноября 2016 года. Согласно этому документу, инспекторы имеют следующие права
У инспекторов Государственного пожарного надзора есть и другие права, предусмотренные законом. Например, требовать от СМИ публикации и передачи бесплатной информации о профилактике пожаров.
Обязанности.
Предметом надзора является деятельность юридических и физических лиц по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности, в том числе комплексов или частей имущественных прав (включая прилегающие грунты, транспортные средства, технические средства и агрегаты). Основной целью проверки является обеспечение соблюдения лицом требований пожарной безопасности
Проведение мероприятий по контролю хозяйствующих субъектов является прерогативой Государственной инспекции населенных пунктов Российской Федерации. В соответствии с законодательством сотрудники ГПК
Справочные агентства осуществляют деятельность в соответствии с административными налоговыми органами, исходя из тематики подчиненных организаций по отношению к вышестоящим.
Возможности.
В областях установлены схемы пожарной охраны, направленные на обеспечение безопасности населения, объектов и имущества. В России их соблюдение осуществляется региональными подразделениями Государственной противопожарной службы. Задачи инспектора, его полномочия и порядок выполнения обязанностей описаны в нормативных документах. Согласно приказу, сотрудники несут полную ответственность за соблюдение сроков и выполнение ряда административных контрольных процедур. Кроме того, они отвечают за законность принятых мер и соблюдение прав аудитора.
В случае нарушения (например, исполнения неисполнительных или служебных обязанностей) инспекторы несут ответственность в установленные законом сроки. Масштаб отчета выбирается в зависимости от тяжести нарушения и может быть дисциплинарным, административным или уголовным.
Осуждение, понижение в должности, увольнение, наличие
Юристы по управлению: проверки пожарной безопасности
Несоблюдение правил пожарной безопасности часто обнаруживается в ходе проверок. Наиболее распространенными из них являются незаконная игра, неработающие или отсутствующие системы всасывания табака, несоблюдение правил курения или непредусмотренная работа автоматических систем пожаротушения.
Существует три вида ответственности за несоблюдение противопожарных норм.
Собственники и арендаторы, а также владельцы предприятий должны соблюдать правила пожарной безопасности. В целом, требования пожарной безопасности предусматривают:
Проверки пожарных органов могут проводиться как по всем вышеперечисленным направлениям одновременно, так и только по некоторым из них. Например, проверка может быть подтверждена только непосредственным событием нарушения, известным сотрудникам МЧС. В этом случае полная проверка проводится в соответствии с планом (графиком).
Основанием для включения плановых мероприятий по контролю (надзору) в план мероприятий по контролю (надзору) является истечение срока проведения мероприятий по проверке (надзору) с указанной периодичностью (раздел 42 Правил пожарного надзора):
Орган должен быть уведомлен о проведении выездной проверки не менее чем за 24 часа до запуска. Для этого копия решения о проведении выездной проверки направляется в орган любым доступным способом, позволяющим осуществить доставку. Контрольный орган (надзор) не обязан по закону направлять уведомление в другие контрольные мероприятия (надзоры).
Когда проводятся внеочередные мероприятия по контролю (надзору) при проверке пожарной безопасности?
Внеплановые административные мероприятия (за исключением документарных проверок) осуществляются по согласованию с прокуратурой. Если внеплановое мероприятие проводится по требованию Президента Российской Федерации (Правительства Российской Федерации), по требованию Генерального прокурора или истекает срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений, оно не требуется.
Если поводом для проведения неоплачиваемого мероприятия является информация о непосредственной угрозе охраняемым законом ценностям, то данное разрешение продолжает действовать и после начала мероприятия.
Однако его наличие может поставить под сомнение результаты проверки пожарной безопасности.
При наличии расхождений между фактами и выводами, изложенными в предписании надзорного органа, поднадзорный (физическое лицо, индивидуальное предпринимательство или организация), чьи факты и выводы приняты или совершены, может подать жалобу на предварительное решение.
28. 04. Постановлением Правительства РФ от 2021 г. с 1 июля 2021 г. следует помнить об утверждении перечня видов федерального государственного контроля (надзора), подлежащих обязательному предварительному освещению. При расследовании жалоб с 1 июля 2021 года в отношении федерального государственного пожарного надзора применяется обязательный досудебный порядок расследования жалоб.
Как правило, оформленные жалобы в пожарный надзор подаются поднадзорными лицами в электронном виде через портал «Госуслуги». При этом подача печатных материалов допускается только в том случае, если они содержат конфиденциальную информацию, охраняемую законом.
Если жалобу подает гражданин, она должна быть подписана простой электронной подписью или усиленной специальной электронной подписью. Если жалоба подается организацией, она должна быть подписана усиленной специальной электронной подписью.
Жалобы на предписания Государственного пожарного надзора подаются в течение 10 рабочих дней со дня получения предписания инспектором. В случае пропуска срока подачи обоснованной жалобы этот срок может быть восстановлен уполномоченным органом по просьбе лица, подающего жалобу.
Требование к содержанию жалобы изложено в первой части статьи 1 Регламента (ЕС) №. 41 Федерального закона № 248-ФЗ. Срок подачи жалобы составляет 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, предусмотренных Положением о виде проверки, этот срок может быть продлен органом, уполномоченным на рассмотрение жалобы, на 20 рабочих дней.
При обжаловании постановления следует учитывать, что само постановление не будет приостановлено в течение срока его действия. Это может сократить срок обжалования приказа в суде. Поэтому целесообразно вместе с жалобой в надзорный орган направить ходатайство об отсрочке исполнения оспариваемого предписания Государственного пожарного надзора. ФЗ: При рассмотрении жалобы Государственный пожарный надзор оставляет за собой право запросить у инспектора дополнительную информацию и документацию по предмету жалобы. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается с момента запроса.
Для обжалования срока исковой давности юридическое лицо или предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. В соответствии с порядком, предусмотренным главой 24 АПК РФ, административные дела о нарушении предписаний как ненормативных правовых актов рассматриваются судом по питанию.
Важным условием вынесения предписания о нарушении третейского суда является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому, если требования, изложенные в предписании контролирующими органами, нарушают права заявителя в сфере экономики, незаконно возлагают обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, следует обратиться с жалобой к ним и по правилам АПК РФ.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер юридической фирмы «Антонов и АМП». Партнер. В
Материал в статье взят из открытых источников
Проверки со стороны инспекций по пожарной безопасности
Инспекции пожарной безопасности, как и другие контролирующие органы, проводят плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. О плановой проверке необходимо уведомить не менее чем за три рабочих дня, отправив копию приказа или распоряжения о проведении проверки.
Внеплановая проверка может быть проведена в любое время, если
О внеплановом визите инспектор должен быть уведомлен не менее чем за 24 часа. Внеплановым он будет, если есть угроза здоровью и жизнедеятельности граждан или если потребители сообщают о нарушении своих прав.
Список проверок пожарной безопасности: как избежать нарушений
Лицо, ответственное за предприятие, должно быть проинструктировано по вопросам пожарной безопасности. В предписании указывается.
Помимо подготовки приказов и инструкций важно позаботиться о следующем
Как получить советы от государственного надзора
К самому обращению также предъявляются определенные требования. Поэтому в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О производстве следственных действий с гражданами Российской Федерации» (
В обращении также указывается содержание предложения, заявления или жалобы, ставится подпись физического лица и дата. Если необходимо подтвердить доводы, заявитель должен приложить к письменному обращению документы и материалы или их копии. В обращении следует максимально подробно указать на характер нарушения и место его совершения.
Для обжалуемого документа ЭПТ важно удостовериться в личности гражданина и полномочиях представителя организации, направившей его. Поэтому в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и управлении в сфере местного самоуправления Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) сотрудники, являющиеся работниками ГПН, посредством использования служебной аудио- и видеосвязи, информационно-коммуникационных технологий, представители организации организуют взаимодействие с гражданами.
Здесь нелишне отметить, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона №. 59:
Следует также помнить, что в соответствии с разделами 2 и 3 и 3 статьи 58 Федерального закона. 248, сотрудники органов ГГНП оценивают достоверность при рассмотрении содержащейся в обращении информации об ущербе (вреде) или угрозе ущерба (вреда) охраняемой законом ценности. У гражданина или организации, направивших обращение, могут быть запрошены дополнительные сведения и документы (в том числе устные).
Срок подачи обращения не должен превышать 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 59, срок подачи обращения может быть продлен на срок до 30 дней с уведомлением об этом заявителя, направившего обращение.
В заключение мы хотели бы напомнить, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона №. 248-ФЗ, граждане и организации не вправе злоупотреблять своим правом на обжалование в контрольные (надзорные) органы обращений, содержащих заведомые неточности в части исполнения обязательных требований руководства. В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Федерального закона № 248-ФЗ органы государственного управления вправе привлекать к ответственности граждан, организации или крупные взыскания по средствам информации, которая, если она содержит достоверные сведения, позволяет провести расследование по обращению.