Решение задач, стоящих перед Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, осуществляется посредством реализации функций управления. Функция — в переводе с латинского «исполнение», «деятельность», «обязанность», «работа». Наиболее распространенная трактовка понятия «функция» — это направление деятельности. Первым, кто сформулировал содержание функции управления, был А. Файоль, который выделил прогнозирование, планирование, организацию, координацию и контроль как самостоятельные области управленческой деятельности.
В основе классификации функций управления лежит характер выполняемой работы. В соответствии с ним выделяют общие, специфические и вспомогательные функции управления [1].
Общие функции управления характерны для каждой системы управления в целом и ее отдельных звеньев. В эту группу входят такие виды деятельности, как прогнозирование, проектирование, организация, регулирование, учет, анализ и контроль.
Прогнозирование — это деятельность, направленная на формирование научно обоснованного кризиса относительно будущих управленческих возможностей, методов и условий достижения этих ситуаций. Прогнозирование оценивает вероятность достижения определенных целей в соответствии с методами будущих действий. В деятельности органов внутренних дел важно прогнозировать развитие криминальной ситуации, когда принимаются превентивные меры по борьбе с преступностью. Таким образом, прогнозирование служит этапом для разработки событий и выбора запланированных решений.
Планирование — это подготовка общего представления о развитии системы управления, конкретных обязательств, условий и целей, а также методов их реализации, то есть будущей программы действий.
Организация заключается в разработке и реализации конкретных мер по выполнению принятых решений. Включает: подбор исполнителя — доведение обязанностей и сроков до каждого исполнителя — специальную подготовку или переподготовку для переобучения исполнителя.
Выбор метода (способа) достижения поставленной исполнителем цели, финансовая и иная поддержка.
Договоренности — это действия, направленные на установление, изменение или прекращение тех или иных управленческих отношений. Благодаря договоренностям поддерживается сложившаяся организация, сохраняются существующие связи между различными элементами системы управления, сохраняются отклонения от программы работ или управленческих действий. С помощью регламентации осуществляется непосредственное управление системой, поддержание, сохранение и совершенствование отношений между субъектами и объектами управления.
Учет — это систематический сбор данных о статике (структуре) и динамике (изменениях) объектов управления, осуществляемый путем регистрации, сравнения и сопоставления конкретных событий (параметров), количественного и качественного обозначения ситуации и обозначения эволюции. Социальные процессы. Бухгалтерский учет предоставляет информацию об объектах управления для достижения прогресса, реализации планов, административных решений, приказов и т.д. для достижения целей управления. Благодаря учету создается информационная база для деятельности администрации.
Анализ — это когнитивный вид деятельности, связанный с обработкой и пониманием информации (полученной в результате учета) и осуществляемый для изучения и понимания состояния предмета управления. Время. Анализируются положительные и отрицательные явления и причины их возникновения, факторы, влияющие на эффективность управления. Благодаря анализу достигается объективная оценка реальной действительности.
Контроль — это деятельность, направленная на проверку соответствия результатов деятельности, принятых решений путем сопоставления обязательств (заданий) с реально достигнутыми, промежуточными или конечными результатами, предусмотренными планом.
Специальные функции управления оказывают организационное воздействие на отдельные сферы социальной деятельности. Вид и содержание конкретной функции определяется соответствующей областью управления. Например, в случае с учреждениями здравоохранения специальными функциями являются: для образовательных учреждений — функции образования и воспитания, для судов — функции здравоохранения, например, правосудия. В области внутреннего управления специфическими (основными) функциями являются обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, охрана общественного порядка и собственности, выявление преступлений, оказание государственных услуг в сфере внутренних дел и т.д.
Для низших уровней управления с относительными структурными подразделениями характерно непосредственное выполнение конкретных функций. Например, на более высоких уровнях управления, в МВД России, эти функции представлены в основном общим управлением проектами, администрированием и координацией.
Вспомогательные (вспомогательные) функции управления помогают в реализации общих и специфических функций. К этому виду работ относятся кадровая, материально-техническая (финансовая), финансовая, делопроизводственная и правовая.
Таким образом, функции помогают сформировать должностную инструкцию и определить структуру органа. В то же время не стоит забывать, что существуют общие, специфические и вспомогательные функции, которые взаимодействуют между собой, а также между собой. В связи с этим обесценивание той или иной функции, ее недобросовестная работа неизбежно сказывается на всей операционной системе и результатах управления.