Кейсы формулируются для решения конкретных проблем. Обычная цель научного кейса — объяснить новые экспериментальные данные или устранить противоречия между теорией и негативными экспериментальными эффектами.
Процесс проверки кейса на предмет отклонения или превращения в достоверную позицию (широкий кейс, охватывающий широкий круг явлений, становится научной теорией) в принципе не отличается от обоснования теоретической позиции.
Методы контроля случаев различаются на эмпирические и теоретические. Первый предполагает непосредственное наблюдение явлений, предусмотренных кейсом (если это возможно), и подтверждение опытом вытекающих из него последствий. Теоретический контроль охватывает связность, эмпирическую проверку, исследование кейса на предмет применимости всех категорий изучаемого явления, возможность получения выводов из более общих утверждений и их подтверждение путем реконструкции теории, в которой они сформулированы.
Очевидным требованием к кейсу является согласование с фактическим материалом и объяснение того, как он сформулирован. Кейс также должен соответствовать установленным законам и теориям в науке.
Конечно, не предполагается, что случай может быть несовместим с какими-то уже установленными событиями или теоретическими выводами.
История науки ясно показывает, что новые теории, радикально разрывающие с традицией, поначалу буквально тонут в «море аномалий».
Так, галилеевская доктрина Коперника, ориентированная на Солнце, была очень четко и ясно несовместима с событиями, которые заставили Галилея назвать ее откровенно ложной. «Нет предела моему удивлению по поводу того, — писал он, — что ум Аристарха (древнего предшественника этой доктрины. Как убедить последнего.
Модель человека, созданная Н. Бором в начале этого века, была внедрена и сохранена, несмотря на ясные и четкие элементы, которые с ней не соглашались.
Оптическая теория цвета И. Ньютона считала, что свет состоит из лучей разного преломления, которые могут разделяться, рекомбинировать и преломляться, но их внутренняя структура никогда не меняется, а площадь поперечного сечения очень мала. Сам Ньютон признавал, что его теория лучей несовместима с существованием зеркальных изображений. Зеркала не должны отражать свет, потому что их поверхности гораздо шероховатее, чем сечение лучей. Ньютон спас свою теорию, введя специальную гипотезу о том, что отражение луча света происходит не от одной точки отражателя, а под действием некоторой «объектной силы», равномерно распределенной по всей его поверхности. Что представляет собой эта «сила», было совершенно неясно.
Ни одна гипотеза не может охватить все явления, изучаемые в той или иной области. Их круг не является четко и строго определенным, а границы — более или менее расплывчатыми. Случай, как правило, охватывает не все, а лишь некоторые, но так или иначе фундаментальные события.
Сами факты не являются абсолютно стабильными и неизменными. Они могут быть изменены, улучшены и даже отвергнуты. Новая теория начинается с пересмотра наиболее важных ранее установленных фактов и собственной интерпретации.
Более того, полное значение события и его конкретный смысл часто можно понять только благодаря гипотезе, которая в некотором смысле, напротив, противоречит событию.
Факты — это не просто то, что сразу же дается нам как опыт, то, что мы видим или слышим. События всегда существуют в определенных теоретических рамках и теоретически заряжены. Иными словами, помимо чисто сенсорного значения они имеют конкретное теоретическое содержание.
Гипотеза, не соответствующая событию, вырывает это событие из привычного теоретического контекста. В нем с большей вероятностью можно обнаружить нечто, ранее не замечавшееся.
Криминалисты исследуют выцветшие надписи под ультрафиолетовым светом. То, что невидимо при обычном свете, становится очевидным в условиях аномального освещения. То же самое относится и к фактически неверным предположениям. Иногда они позволяют нам увидеть через очки, через которые мы смотрим на них, совершенно новые аспекты уже известных фактов, как будто они были стерты или затушеваны предыдущими теориями. Это также можно сравнить с видением объекта на контрастном фоне. Когда предметы расположены на черном или цветном фоне, внимание привлекают детали, которые не выделялись бы на белом фоне.
Таким образом, даже случаи, прямо и однозначно несовместимые с идентифицированными событиями, могут быть полезны в определенных исследованиях. В большинстве случаев такие случаи обречены на провал, но даже в случае отказа они приносят свою пользу — представляют хорошо известное под новой и необычной призмой.
Все это относится к согласованию случая с принятыми в науке законами и теориями.
Поэтому сформулированная гипотеза должна учитывать весь значимый содержательный и теоретический материал. Ей необходимо следовать. Однако если спор все же возник, необходимо уметь доказать несостоятельность того, что ранее принималось как устойчивое событие или доказанное теоретическое положение. В любом случае они должны позволить по-новому взглянуть на явление, событие и теоретическое понимание.
Примеры — движущая сила науки. Как появилась история?
Какие популярные мифы о Великой Октябрьской революции появились и почему? Было ли это сделано намеренно? Или, поскольку все люди разные, различаются и их видение и оценка одного и того же события? Как все происходило на самом деле? В чем разница между интерпретацией и фальсификацией истории?
Откуда и как появились история и историки? Что происходит в случае с любой наукой? На эти и многие другие вопросы Инны Новиковой ответил Александр Закатов, директор Императорского Дома историков Романовых.
— Александр Николаевич, какой самый известный и живучий миф об Октябрьской революции? Состоялась ли она благодаря гениальному Ленину? Был ли этот миф сочинен самими большевиками? Почему?
— На самом деле подготовкой Октябрьской революции руководил Троцкий, который был председателем Комитета революционных вооруженных сил. Ленин в это время скрывался, так как опасался ареста.
Он, конечно, идеологически направлял действия своей партии, но реальным лидером этого переворота был Троцкий. А роль Сталина заключалась в том, чтобы сделать его мягким и второстепенным.