Допрос несовершеннолетнего подозреваемого является одним из средств познания обстоятельств совершения преступления и его основной целью является проверка правильности возникших в связи с этим подозрений, подтверждение или опровержение версии об участии в преступном событии. Факультативной целью допроса является восполнение возможных пробелов в доказательствах. Исходя из этих целей, допрос несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении уголовного преступления, должен быть направлен на следующее
1) Выяснение обстоятельств, доказанных в ходе преступного события,
2) выявление источников информации о расследуемом преступном событии; и
3) проверка достоверности собранных по делу доказательств.
Разумеется, все собранные в ходе предварительного следствия данные должны бесспорно свидетельствовать о виновности несовершеннолетнего подозреваемого в совершении преступления, без учета его признательных показаний. Только в этом случае у суда есть основания для вынесения законного приговора. Однако очевидно, что никто лучше самого лица, совершившего преступление, не знает, при каких обстоятельствах оно было совершено. Поэтому для эффективного расследования уголовных дел, даже при наличии криминальных данных, необходима объективная информация от подозреваемых.
Местом допроса несовершеннолетних подозреваемых практически всегда является кабинет следователя. Однако из тактических соображений имеет смысл выбрать помещение какого-либо учреждения (например, школы, интерната, колледжа). Чтобы повысить неожиданность исхода допроса, исключить предварительную подготовку лица к допросу, консультации с соответствующими лицами и т. д.
Сами первоначальные действия при допросе несовершеннолетнего подозреваемого существенно не отличаются от допроса других категорий допрашиваемых. Личность вызванного на допрос лица устанавливается путем ознакомления с документацией и заполнения анкеты несовершеннолетнего. Разъясняется процедура допроса, права, необходимость говорить правду и порядок допроса. Кроме того, чтобы мотивировать подростка на дачу полных и правдивых показаний, его необходимо проинформировать о важности получения показаний от следователя для правильной оценки расследуемых фактов [2, с. 28] ].
К вопросам, задаваемым в ходе допроса, предъявляется ряд необходимых требований.
— Вопросы должны учитывать культурное и интеллектуальное развитие и образование несовершеннолетнего.
— Вопросы должны быть четкими и конкретными для респондента. В противном случае вопрос может быть не понят и на него может быть дан неправильный ответ.
— Вопрос не должен быть закрытым. Это означает, что формулировка вопроса должна, во-первых, предполагать развернутый ответ и, во-вторых, полностью исключать возможность извлечения из него информации, необходимой для ответа.
— Вопрос должен относиться только к одной ситуации, требующей разъяснения, и быть простым. — Сложные для восприятия вопросы следует разбить на ряд более конкретных и простых.
— Следует избегать вопросов, в которых даются возможные ответы.
— Недопустимо использовать наводящие вопросы, предполагающие утвердительный ответ одним словом [2, с. 31].
При опросе несовершеннолетних необходимо учитывать важность понимания разницы между приемлемыми наводящими вопросами и неприемлемыми наводящими вопросами [3, с. 18]. При необходимости после ответа на основные вопросы респонденту предлагается дать четкие пояснения по поводу своих показаний.
Согласно ч. I ст. 495 УПК РФ, допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться более двух часов без перерыва и не может превышать в общей сложности четырех часов в день.
Следователь получает и анализирует информацию, полученную от подозреваемого, и заносит ее в протокол допроса для дальнейшего использования в качестве доказательства по допрашиваемому уголовному делу (ст. 83 УПК РФ).
Запись показаний несовершеннолетних имеет некоторые особенности, связанные с тем, что они часто используют слова и выражения, которые не являются общепринятыми, но активно используются в среде несовершеннолетних. В таких случаях в протоколе допроса рекомендуется уточнять содержание используемых несовершеннолетними формулировок и фиксировать смысл, придаваемый несовершеннолетними или их словами. В частности, это касается жаргонных и сленговых выражений, прозвищ, названий домов и улиц. Следует также обратить внимание на то, что в протоколе должны использоваться только такие термины (юридические, медицинские и т. д.).
Кроме того, представляется необходимым рассмотреть вопрос об использовании видеозаписи при допросах, поскольку среди ученых нет единого мнения. Так, по мнению В. А. Брусенцевой, использование видеозаписей при допросе несовершеннолетних приводит к дополнительным трудностям в достижении психологического контакта с ними [1, с. Однако не все ученые высказываются по этому поводу. Так, У. А. Усманов подчеркивает полезность аудио- и видеозаписи для диагностики заявлений, сделанных в ходе допроса, и считает, что весь ход допроса несовершеннолетних должен фиксироваться с помощью аудио- и видеозаписи. Любой шаг позволит контролировать точность обычных показаний и избавит от необходимости повторных допросов и споров, которые оказывают сильное травмирующее воздействие на психику [4, с. Использование видеозаписи позволяет следователю значительно расширить получаемую от него информацию для понимания и фиксации. Изначально следователь может недостаточно точно зафиксировать показания, поэтому в дальнейшем возможны различные интерпретации. информации, полученной в ходе допроса. Использование залоговых представлений позволяет избежать таких последствий. Это относится к первому. Во-вторых, отсутствие эмоциональной окраски в письменных рассуждениях затруднит следователям, экспертам и судам определение достоверности ЭМ в будущем
В-третьих, в силу своего возраста, особенностей преступления или оказываемого на них давления несовершеннолетние часто изменяют или отказываются от своих показаний в ходе предварительного следствия. В таких случаях видеозаписи первоначального допроса подозреваемого являются дополнительным источником доказательств по делу.
На наш взгляд, необходимость дополнительной фиксации показаний при допросе несовершеннолетнего подозреваемого очевидна, и видеозаписи или звукозаписи, безусловно, должны использоваться. В связи с этим следует внести дополнение в ст. 425 УПК РФ, а также в ч. 5 ст. 191 УПК РФ. либо потерпевшим или свидетелем, а также несовершеннолетним подозреваемым, если несовершеннолетний участник или его законный представитель не возражает против применения технических средств фиксации допроса.
1. Брусенцева В. А. Методика расследования ненасильственных половых преступлений: дисс. … канд. Юрид. Наук: 12. 00. 09. -Воронеж, 2005. -203λ.
2. Корнакова С. В., Сергеева О. С. Психолого-организационные особенности первого допроса несовершеннолетних подозреваемых // Предисловие: юрид. журн. -2017. -№ 3. -См. 29-35.
3 Корнакова С. В. Допрос как эффективное познавательное средство в процессе доказывания по уголовным делам // Криминалистика и полицейская практика. -2016. -№ 3. -Использование 17-23.
4. Усманов У. А. Тактика допроса в предварительных исследованиях. -Москва: Издательство «Приор», 2001. -176 Квази
Усманов У. А. Процессуально-психологические особенности допроса несовершеннолетних.
В предлагаемой работе рассматриваются особенности допроса несовершеннолетних. Это необходимо учитывать при производстве данного следственного действия.
Преступности среди молодежи всегда уделялось особое внимание. Положение несовершеннолетних отражено и в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. В данном уголовном процессе в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений мало потерпевших и свидетелей в соответствии со ст. 191 УПК РФ. Поэтому законодатель подчеркнул, что допрос несовершеннолетних имеет определенные особенности, которые зависят от процессуального статуса. Важным фактором является учет психологических особенностей допрашиваемого.
Несовершеннолетние всегда находятся под влиянием старшего поколения и сверстников, склонны подражать взрослым, в то же время в силу своего психического развития они склонны совершать определенные действия, ориентируясь на реакцию окружающих. Учитывая низкий уровень этики и соответствующие негативные симптомы в современном обществе, где больше всего страдают дети и подростки, проблема подростковой преступности требует тщательного изучения с целью эффективной профилактики.
Следует подчеркнуть, что статья 38, раздел 1 Конституции Российской Федерации устанавливает, что детство находится под защитой государства. Эта гарантия прав несовершеннолетних в России обеспечивает надежность правовой защиты несовершеннолетних, в том числе при допросах.
В современном мире допрос является одним из обычных следственных действий. Подтверждение этому можно найти при получении большого количества уголовных дел, которые в основном являются материалами протокола допроса. Расследование — один из старейших источников получения доказательств и проверки деталей преступления.
Следствие — это не просто ответ на вопрос, это создание психологического контакта между сотрудником полиции и дознавателем, так как стороны изначально обладают разным объемом информации. Проведение данного следственного действия отличается от других несколькими важными психологическими характеристиками. Для осуществления успешной процедуры допроса необходимыми условиями являются четко прописанные правила [3, с.
На наш взгляд, некоторые авторы считают, что не должно быть разницы между допросом взрослых и несовершеннолетних — это мнение ошибочно.
В статье 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации отражены утверждения, касающиеся уголовного преследования несовершеннолетних и допроса подозреваемых. Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет в Следственном кодексе обязательное участие адвокатов для защиты и законного представительства несовершеннолетних. Уголовно-процессуальный кодекс также устанавливает, что обязательное участие педагога или психолога необходимо, если несовершеннолетний страдает психическим расстройством или является умственно отсталым. В пункте 9 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 года № 1 содержится положение об обязательном участии педагога или психолога с учетом особенностей уголовной ответственности и судебной практики применения законодательства, регламентирующего наказание несовершеннолетних. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а если он страдает психическим расстройством или является умственно отсталым, то в возрасте от 16 до 18 лет,
В соответствии с ч. 2 ст. 2 УПК РФ в силу возраста несовершеннолетнего и его неспособности в полной мере самостоятельно защищать свои законные интересы и права защитник вправе делать письменные замечания на несовершеннолетнего, участвующего в его допросе, о его допросе, а после допроса — об оформлении протокола доводов.
Следует иметь в виду, что в силу своих психологических особенностей дети могут понимать важные детали, которые недоступны другим категориям граждан. На практике несовершеннолетние практически всегда могут запомнить: черты лица, государственные номера автомобилей, яркие элементы внешности и т. д. [4, c. 107].
На практике самыми сложными для допроса считаются подростки. Это связано с тем, что в этом возрасте дети не доверяют сотрудникам и менее склонны к какому-либо протесту. Однако у этой возрастной группы есть и преимущества, поскольку они часто обладают большим словарным запасом, который можно использовать для подробного объяснения произошедшего. Для достижения контакта часто используются обычные методы, например, допросы взрослых.
Безусловно, выбор места проведения интервью имеет большое значение для эффективной подготовки к нему. Это связано с тем, что создание комфортной обстановки для ребенка помогает исследователям устранить негативное влияние в виде страха и ожесточенности. Поэтому несовершеннолетние могут быть опрошены по месту учебы или жительства. Если же следователь проводит это следственное действие в офисе, то необходимо не только учесть отсутствие посторонних лиц, но и обеспечить комфортное место для ребенка.
Одной из основных проблем является определение степени возможного присутствия людей на следственном действии. Допрашивающим необходимо обратить внимание на отношения между допрашиваемым и этими людьми, так как они могут негативно повлиять на мнение несовершеннолетних в своих целях. Целесообразно в присутствии ребенка спрашивать, кого он желает допросить.
Таким образом, часть 1 статьи 1 Регламента (ЕС) №. Часть 1 статьи 191 УПК РФ предусматривает, что участие педагога или психолога обязательно при допросе несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет или достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством. Инвалидность или умственная отсталость. Если данное следственное действие проводится с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, то по усмотрению следователя может быть вызван педагог или психолог. При допросе может присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Профессиональный психолог с помощью отработанных приемов может сделать так, чтобы несовершеннолетний ребенок чувствовал себя комфортно и с ним, и со следователем. Педагоги помогут сразу установить психологический контакт.
Если участие законного представителя и (или) представителя несовершеннолетнего противоречит его законным интересам, следователь вправе в соответствии с ч. 3 ст. 191 УПК РФ не санкционировать производство следственного действия. Это лицо должно участвовать в допросе и обеспечить присутствие другого законного представителя при проведении данного следственного действия.
Важным моментом является выбор даты и времени проведения следственного действия. Допрашивать несовершеннолетнего необходимо как можно быстрее, пока он четко и ярко помнит, что произошло в его памяти, но если преступление, в котором участвовал ребенок, затронуло психологические элементы его эмоционального состояния, то лучше выждать перерыв [5, с. 137], чтобы прийти в себя.
Следователи должны руководствоваться указаниями части 1 статьи 1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о продолжительности допроса несовершеннолетних. Согласно этой статье, допрос с участием несовершеннолетнего в возрасте до семи лет не может продолжаться более одного часа без перерыва, в возрасте от 7 до 14 лет — более 30 минут. 1 час — в возрасте 14 лет — более 4 часов ежедневно, без перерыва — более 2 часов [2].
Действительно, на основании многочисленных исследований в области виктимизации можно утверждать, что жертва преступления, то есть потерпевший, очень чувствителен ко всем видам контактов с преступником после совершения преступления. Известны случаи, когда одно лишь упоминание его личности вызывало у жертвы бурю негативных эмоций, в частности «крайнее беспокойство и страх», что, несомненно, приводило к невозможности получения дальнейших доказательств. Проанализированные выше процессуальные обязанности, безусловно, соответствуют направлению, выбранному законодателем в суде, а также в защите прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших, в предупреждении психологических травм и нравственных страданий в рамках следственного производства. Как следствие, допрос несовершеннолетнего является многоаспектным и, несомненно, сложным допросом. Поэтому, учитывая вышеуказанные обстоятельства, сотрудник должен понимать и использовать психологические особенности характера допрашиваемого, а затем находиться с ним в постоянном психологическом контакте в индивидуальных особенностях процессуального состояния.