Государственные службы занятости включают в себя.
2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия, возложенные на них в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»
3) государственные органы службы занятости населения.
— Анализ и прогнозирование спроса и предложения рабочей силы, населения и актуальной информации работодателей о состоянии рынка труда,
— Федеральные, государственные, региональные, местные и городские) и другие целевые программы содействия занятости сокращенных граждан, граждан, испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите.
— Участие в подготовке и реализации программ занятости населения, а также в решении проблем международного сотрудничества в области занятости населения,
— Мониторинг гражданами свободных рабочих мест и поиск работы.
— Поиск подходящей работы, помощь работодателям в поиске необходимых работников,
— организация активных политических мер по трудоустройству, а при необходимости — профориентации, профессионального обучения, восстановления и подготовки безработных,
— Социальные выплаты в виде пособий по безработице, стипендии в период обучения под руководством OAED, материальная и иная помощь безработным гражданам и членам семей безработных, которые их содержат. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются бесплатно службой занятости.
— Организация коммунального хозяйства.
21. Международная организация труда (МОТ), ее значение, структура и развитие.
Международная организация труда — специализированная организация ООН, международная организация, занимающаяся регулированием трудовых отношений. С 2012 года членами МОТ являются 185 государств. С 1920 года штаб-квартира организации — Международное бюро труда — находится в Женеве. Территориальное бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии находится в Москве.
Цели и задачи МОТ провозглашены в ее Уставе. Работа МОТ основана на трехстороннем представительстве — работников, работодателей и правительств.
Особенностью МОТ является ее трехсторонняя структура, в рамках которой переговоры ведутся между правительствами, трудовыми организациями и организациями предпринимателей. Эти три группы в равной степени представлены на всех уровнях организации и проводят равные встречи.
Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, которая утверждает все документы МОТ. Делегатами Международной конференции являются, соответственно, правительство и два представителя наиболее представительных трудовых организаций каждого государства-члена. Совет МОК также является трехсторонним органом и представляет собой исполнительный орган МОК. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ издает конвенции и рекомендации по вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций, были приняты три декларации: Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах МОТ (в настоящее время включена в Устав МОТ); Декларация МОТ 1977 года о транснациональных корпорациях и социальной политике. А также Декларация МОТ 1998 года об основных правах и принципах труда. Конвенции — это международные конвенции, требующие ратификации государствами-членами и имеющие обязательную силу после ратификации. Рекомендации не имеют обязательной юридической силы. Даже если страна не ратифицировала конвенцию, в силу того, что она является членом МОТ, и в соответствии со своим уставом она обязана следовать четырем основополагающим принципам, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения право на ведение коллективных переговоров, запрет дискриминации в трудовых отношениях, ликвидация принудительного труда и запрет детского труда.
Государственная служба занятости населения Российской Федерации, ее функции, структура, цели и задачи
С 1919 года изменения в характере деятельности службы занятости можно разделить на три этапа
1. служба как гуманитарное учреждение, помогающее безработным. Это был период, когда основной задачей МОТ (до Второй мировой войны) было облегчение тяжелых условий жизни и труда.
2. хорошо организованные организации считались достаточными для решения проблем занятости. Служба занятости стала регулятором рынка труда (конец 40-х годов).
3 На этом этапе кадровые агентства становятся неотъемлемой частью политики занятости, участвуя в разработке ее основных направлений, а иногда и реализуя ее политику [7, с.
За прошедшие годы менялось название службы, менялась ее структура, но ее сущность не претерпела радикальных изменений. Ответственность, которую международное сообщество сегодня делегирует службам занятости, в некотором роде является консолидацией всех обязанностей, возложенных на эти службы на каждом предыдущем этапе. Однако эта комбинация, весьма расплывчатая, легкая для понимания и очень свободная, вполне реальна. Страны решают выполнять только некоторые из этих обязанностей, в зависимости от своей системы управления, уровня развития и ключевых условий.
Прежде всего, службы занятости призваны облегчить участь тех, кто потерял работу. Они обеспечивают страхование и поддержку от безработицы (хотя эта функция все чаще оспаривается), а также направляют тех, кто заинтересован в поиске работы или выборе работы, рабочего места или места обучения, и помогают им устроиться.
Службы занятости являются регуляторами рынка труда. Они выполняют эту задачу, собирая информацию о состоянии рынка и выявляя таким образом зоны трудового дисбаланса. Они находят профессиональный и географический баланс между спросом и предложением и демонстрируют принципы заботы о том, как исправить дисбаланс в отношении отдельных людей. Служба занятости осуществляет этот проект посредством трудового посредничества, профессиональной ориентации, профильной информации и программ мобильности на рынке труда.
В конечном счете, службы занятости — это субъекты, реализующие политику занятости. Они решают эту задачу, предвидя изменения на рынке труда и ведя учет спроса и предложения на местах. Кроме того, они оперативно собирают всю информацию, необходимую для планирования трудовых ресурсов, трудоустраивают работников в различных секторах производства и помогают в реализации экономических планов, таких как инвестиции, земельная реформа, промышленные и технологические преобразования и внедрение новых видов деятельности. Функции, необходимые для выполнения этой задачи, остались прежними, но стали более основательными и расширенными. К ним следует добавить: проведение опросов и специальных исследований; предоставление информации и рекомендаций компаниям и профсоюзам; участие в управлении и функционировании специальных программ по трудоустройству, информированию о карьере и профориентации; участие в разработке программ. Программы стажировки для подготовки и переподготовки кадров [7, с. 124].
Государственная служба занятости населения Российской Федерации была создана в 1991 году в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в целях регулирования и организации занятости населения в Российской Федерации. В августе 1996 года на базе трех социальных служб: Министерства труда Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Федеральной службы занятости — было образовано Министерство труда и социального развития Российской Федерации. К 2001 году реформа службы занятости была завершена. Изменения в процессе финансирования мероприятий по реализации политики занятости изменили и методы работы службы занятости в части предоставления и организации услуг по трудоустройству. Занятость и стимулирование занятости населения.
Таким образом, развитие системы государственной службы занятости в прошлом веке не было плавным. В зависимости от экономической ситуации и задач, поставленных перед службой занятости на том или ином этапе, менялись ее основные функции или их соотношение. Однако каждый функциональный блок имел свою специализацию.
Первый блок касался социальных функций.
— профессиональная ориентация, профессиональная и трудовая координация.
Во втором блоке PSS выполняет функции регулятора рынка труда.
— Содействие мобильности рабочей силы (географической, отраслевой и профессиональной),
— профессиональная подготовка, переподготовка и консультационные услуги.
Третий блок, охватывающий социально-экономические функции:
— Предоставление информации о состоянии рынка труда (на основе мониторинга),
— Планирование развития человеческих ресурсов,
— расширение взаимодействия с работодателями,
— подбор работников для реализации финансовых (инвестиционных, промышленных, трансформационных) планов,
— применение активных программ занятости, в том числе ориентированных на уязвимые категории населения (молодежь, люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, одинокие родители или многодетные семьи),
— разрабатывать и реализовывать политику занятости в тесном сотрудничестве с работодателями и работниками [9, с.
ЦЗН способны гибко реагировать на изменение финансовых обстоятельств и каждый раз применять адекватные и эффективные меры. Это касается не только реализации службами занятости эффективных государственных инвестиционных программ, участия в реструктуризации бизнеса и перевороте производства, но и использования методов отбора старших специалистов в новых видах деятельности в промышленности, минимизации транзакционных издержек бизнеса и повышения его эффективности.
Опыт развитых стран убедительно показал, что государственные службы занятости — это не временное явление, возникающее в чрезвычайных ситуациях, а неотъемлемый институт рыночной экономики. Ее рост продолжается и по сей день. Многие страны идут по пути модернизации своих служб занятости с целью сохранения ESA в качестве одной из вспомогательных структур эффективной экономической политики.
Как показывает международный опыт, в зависимости от исторически сложившихся традиций статус служб занятости различается по их месту в системе исполнительной власти и роли социальных партнеров в управлении ими. Существуют три основные модели. Первая — службы занятости как политические институты с исполнительными функциями. (Например, в Канаде есть Департамент развития человеческих ресурсов, а в Ирландии — Департамент занятости и поддержки бизнеса). Социальным партнерам отводится консультативная роль на протяжении всего переговорного процесса. Во-вторых, служба занятости как подразделение политической службы, т.е. министерства (в Германии есть Федеральное агентство занятости). Такая схема обеспечивает автономию ее деятельности. То есть происходит отделение функций, определяющих политику на рынке труда (министерства), от четко определенных исполнительных задач (выплата пособий по безработице, трудоустройство, профессиональное обучение и т. д.). В-третьих, трехсторонняя модель управления. OAED остается государственным учреждением, но имеет особый автономный статус. Им руководит трехсторонний совет. Оперативные функции выполняет генеральный директор. Возможны и другие комбинации. В Швеции система обучения безработных (AMU) была выделена из состава правительства и преобразована в акционерное общество.